Если организация распространяет издания без маркировки, ее могут оштрафовать за
административное правонарушение и конфисковать все раздаваемые материалы. Об этом читаем в
ч.3 ст.526 Кодекса об административных правонарушениях.
Но что, если одна религиозная организация оценила материалы, которые печатает другая, и решила раздавать их в рамках своей миссионерской деятельности? Например, протестантская община из Новосибирска хочет раздавать брошюры о христианских семейных ценностях, которые напечатали православные верующие из Москвы. В этом случае требование закона не меняется — вторая организация должна нанести свою полную маркировку на издания первой, потому что с их помощью она привлекает членов именно в свои ряды.
Религиозную продукцию можно выпускать и без полной маркировки, но тогда ее нельзя раздавать за пределами территории, которая принадлежит организации или находится у нее в аренде. То есть эти издания нельзя использовать для миссионерской деятельности, но их
можно раздавать в церкви во время богослужений и религиозных обрядов, даже если там в это время находятся посторонние. Но при этом посторонние должны знать, куда именно они пришли. В
ч.3 ст. 5.26 Кодекса об административных правонарушениях обозначено, что религиозная организация при осуществлении своей деятельности должна указывать свое полное наименование. То есть нужно разместить на
видном месте при входе в помещение какую-то вывеску, какой-то листок с полным наименованием, которое зарегистрировано в органах государственной власти.
Очень многие религиозные организации привлекались к административной ответственности в рамках этих требований. Такие случаи были как объективными, когда верующие не размещали вывески на своих территориях, так и необъективными. Например, была ситуация, когда религиозная организация разместила вывеску своим полным наименованием на входной двери, а на запасном выходе не разместила. Правоохранительные органы возбудили административное производство, но обвинение пришлось снять, так как их требования были незаконны.
Одной вывески на видном месте у входа вполне достаточно, чтобы новые люди понимали, где они находятся. Таким образом ликвидируется анонимность, исчезает возможность ввести человека в заблуждение. Посетитель может самостоятельно узнать подробности этого вероучения и решить, посещать ли ему богослужение.
Бывали и такие судебные прецеденты, когда правоохранительные органы посещали частные дома, находили там религиозную литературу и обвиняли человека в том, что издания, находящиеся у него дома, не маркированы полным наименованием. Обычно эти претензии предъявляли к учредителям или руководителям религиозной организации. По этому поводу Верховный Конституционный суд Российской Федерации указал, что
требования в отношении маркировки относятся только к религиозным организациям. Отдельные граждане, независимо от того, кто они — участники, последователи, учредители или руководители религиозного объединения, не обязаны маркировать религиозные материалы, находящиеся в их доме.
Как видим, государство защищает интересы каждого человека. Религиозным организациям следует изучать, в каких рамках действовать, чтобы не преступить закон.
Чтобы больше узнать о правилах миссионерской деятельности, приглашаем вас к прошлому
выпуску. Если у вас остались вопросы по теме религии и права, пишите, и мы с удовольствием ответим.